Политические условия остаются крайне неблагоприятными для режима прекращения огня, который был введен в Донбассе с наступлением воскресенья. Стороны, вовлеченные в конфликт на востоке Украины, пока не могут прийти к соглашению ни по локальным вопросам: о судьбе дебальцевского котла, ни по глобальным: о политическом статусе самопровозглашенных республик.
Страны G7, ранее поддержавшие минский документ, отметили накануне, что примут «незамедлительные меры» в том случае, если соглашения соблюдаться не будут. Речь идет о большом пакете экономических санкций.
Достаточно жестко накануне начала режима прекращения огня высказались председатель Европейского совета, «президент Евросоюза», Дональд Туск, а также президент Литвы Даля Грибаускайте. Туск заявил, в частности, что европейские лидеры должны достаточно «настороженно» отнестись к соглашениям, поскольку велика вероятность, что они будут нарушены. Литовский лидер, в свою очередь, подчеркнула, что невозможность для Украины немедленно взять под контроль российско-украинскую границу ставит Киев в слабое и незавидное положение.
Между тем еще ранее украинский премьер Арсений Яценюк выразил уверенность, что Россия будет «затягивать процесс» возвращения Украине участка, оказавшегося под фактическим контролем сепаратистов.
Солидаризируясь с этой точкой зрения, обозреватель британского издания The Financial Times Ниал Фергюссон подчеркивает, что детали соглашения в Минске ставят россиян «в выигрышное положение», так как, согласно новому документу, Украина должна вернуть контроль над границей лишь к концу 2015 году, в то время как первое, сентябрьское, соглашение в Минске предусматривало, что он должен быть установлен незамедлительно.
Москва же, в свою очередь, дает понять, что не хочет в одиночку брать ответственность за реализацию минских соглашений. Как заявил в субботу посол России в США Сергей Кисляк, такой подход является скорее популистским, чем «субстантивным».
В интервью телепрограмме «Вести в субботу» Кисляк напомнил, что первые минские соглашения, где говорилось о начале диалога о конституционной реформе Украины с учетом мнений всех сторон конфликта относительно решения проблем региона, а также о прекращении огня, не были выполнены именно украинской стороной.
Российский МИД в субботу опубликовал на своем официальном сайте заявление, где подтвердил свою «высокую оценку» достигнутых в столице Белоруссии договоренностей. Тем не менее содержится в нем и такой пассаж: «На фоне заявлений представителей Донецка и Луганска, которые говорят о своем ответственном отношении к выполнению принятых на себя обязательств, целый ряд высказываний, сделанных украинскими политиками в Киеве, настораживает».
Стоит отметить, что весьма туманным остается вопрос о политическом будущем самопровозглашенных республик, которые в минском соглашении обозначены как «отдельные территории Луганской и Донецкой областей».
В субботу глава ДНР Захарченко заявил, что не допустит к участию в местных выборах в Донбассе ни одну украинскую парламентскую партию. «Они — каратели», — отрезал он.
Это прозвучало заочным ответом на слова нескольких высокопоставленных украинских чиновников о конституционной реформе, необходимость которой прописана в 11 пункте минского соглашения (с ее проведением, кстати, в соглашении увязан и вопрос о возвращении под контроль Украины границы с Россией).
В частности, спикер Верховной рады Владимир Гройсман анонсировал скорое ее проведение, но заявил, что при проведении местных выборов, намеченных на октябрь этого года, Киев не будет «выдумывать какие-то отдельные правила игры для Донецкой и Луганской областей. Отдельно хочу отметить, ни в коем случае речь не идет о федерализации Украины или о любой другой автономии для любых украинских регионов».
Очевидно, что ни одну из сторон не устраивают условия другой, а значит, проблема реинтеграции Донбасса в украинское политическое поле по-прежнему в любой момент может взорвать конфликт.
Еще более обтекаемо в соглашениях прописано экономическое будущее региона. И вот сегодня в своем твиттере премьер-министр Украины Яценюк предложил поставить вопрос «о репарациях со стороны России». Такая постановка вопроса не может устроить Москву, а потому наверняка станет источником очередного дипломатического обострения с малопредсказуемыми военно-политическими результатами.
В воскресенье вечером лидеры стран «нормандской четверки» Владимир Путин, Петр Порошенко, Ангела Меркель и Франсуа Олланд обсудили сложную ситуацию в районе Дебальцево, в частности, как сообщает официальный сайт украинского президента, «необходимость создания условий для работы наблюдателей специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Дебальцево». Телефонные переговоры продолжатся уже в понедельник.
Свежие комментарии