Изнурительный рабочий график германского канцлера в последние дни вызвал у соотечественников вопросы, когда же она спит, и как выдерживает подобный ритм?
В четверг 5 февраля Ангела Меркель встречалась с президентом Украины Петром Порошенко в Киеве.
В пятницу провела переговоры с премьер-министром Ирака и в тот же день вылетела в Москву к российскому президенту Владимиру Путину.
На следующий день выступила с важной речью на Мюнхенской конференции по безопасности.
С воскресенья по вторник находилась с визитами в Вашингтоне и Оттаве.
В первой половине дня в среду участвовала в похоронах бывшего президента Германии Рихарда фон Вайцзеккера, а вечером была уже в Минске, где ночь напролет продолжался переговорный марафон в формате «нормандской четверки» по ситуации вокруг Донбасса, затем без перерыва отправилась на саммит ЕС по греческому долгу в Брюсселе.
После такой недели самый крепкий человек должен свалиться с ног, а 60-летний канцлер не показывает никаких признаков усталости, изумляется немецкий еженедельник «Фокус».
В чем секрет?
Сотрудники аппарата Меркель, опрошенные изданием на условиях анонимности, сказали, что она «очень стойкая», и что «ее способность концентрироваться тем выше, чем серьезней вызов».
Корреспондент газеты «Бильд» Ральф Шулер, несколько лет сопровождавший «самую влиятельную женщину мира» в зарубежных поездках, предлагает свое объяснение ее фантастической выносливости: канцлер старается совершать дальние перелеты по ночам, на борту своего самолета спит в удобной постели и, естественно, потом чувствует себя бодрее, чем журналисты и охрана, которые сидят в обычных креслах эконом-класса в заднем салоне.
Сама Меркель в одном из редких интервью, где она согласилась ответить на вопросы личного свойства, сказала, что умеет спать впрок «как верблюд»: легко переносит недосып в течение рабочей недели и компенсирует его на выходных.
Считается, что примерно 1% взрослых людей, к числу которых относились, в частности, Наполеон и Маргарет Тэтчер, как и Меркель, славившаяся неутомимостью, способны довольствоваться четырьмя часами сна в сутки.
Известно, что сотрудники Наполеона порой засыпали на его совещаниях.
Уинстон Черчилль, напротив, даже во время войны имел обыкновение спать не только ночью, но и после обеда, разрешив будить себя в единственном случае: если начнется вторжение нацистов на Британские острова.
Иосиф Сталин любил превращать ночь в день, но, по имеющимся данным, спал в общей сложности не меньше остальных людей. Руководители ведомств вынуждены были устраивать «ночные бдения» в ожидании звонка из Кремля, а утром ложились отдыхать, и делами в это время занимались их заместители.
Богдыханы средневековой Небесной Империи, чтобы держать подчиненных в тонусе, завели обычай заслушивать доклады министров до рассвета, так что советским сановникам приходилось поздно ложиться, а китайским — рано вставать.
Мнения экспертов по данному поводу расходятся.
Профессор Кейвин Морган из Центра исследования сна университета Лоуборо полагает, что физиологической нормы сна вообще не существует — все индивидуально.
Профессор Франко Капуччио, возглавляющий аналогичную программу в Варвикском университете, утверждает, что человек может храбриться сколько угодно, но систематический недосып неизбежно вредит здоровью, а применительно к политикам это не только их дело.
«Можно держаться усилием воли, но недостаток сна все равно сказывается на способности думать и выражать свои мысли. В таком состоянии лучше не управлять автомобилем и не принимать решений, влияющих на жизнь миллионов», — говорит он.
Свежие комментарии